Как вытащить ребенка из телефона? Дети и гаджеты: плюсы и минусы. Как отучить ребенка от планшета? Как отучить ребенка от смартфона




Специалисты уже давно бьют тревогу по поводу чрезмерного увлечения маленькими детьми современных гаджетов. Если вы озабочены тем, что не можете спокойно и без истерик забрать у малютки планшет, наша статья вам поможет.

Увлечение детей современными гаджетами мало кого удивляет. Даже годовалые малыши с удовольствием смотрят мультики прямо в своей кроватке, детки чуть старше без проблем пользуются интернетом, включают музыку, играют в игры. И пока родители умиляются тем, что ребенок растет не по дням, а по часам, специалисты бьют тревогу - увлечения гаджетом сказывается на здоровье малыша, на коммуникативных качествах и социализации. Мы подобрали 5 способов, которые помогут отучить ребенка от планшета и других гаджетов.

1. Обратите внимание на себя.

Ребенок, особенно в детстве, в первую очередь обращает внимание на родителей. И если вы весь день проводите с телефоном и планшетом в руках, а при любой удобной возможности заглядываете в экран, то не ждите другого поведения от своего ребенка.

Отвлекитесь от гаджетов, побольше читайте и играйте с детьми. Обратите внимание, что ребенка можно привлекать даже к «взрослым делам».

Нередки случаи, что к 3-4 годам ребенок может замечательно помыть посуду или подмести пол, если он занимался этим с того периода, как только научился ходить.

В следующий раз, когда вы захотите включить планшет и отправиться готовить обед любимому мужу, подумайте!

2. Придумайте занятие поинтереснее

Чаще старайтесь выходить из дома и общаться со сверстниками. Сомневаемся, что между игрой в планшет и походом в парк, ребенок выберет планшет. Летом можно отправиться в парк или купаться, а зимой – кататься на коньках или больших снежных горках.

Игра - универсальный способ осваивать новые знания и умения, а поскольку жить вне общества не представляется возможным, надо с детства учить ребёнка коммуникабельности и особенностям взаимодействия с окружающими.

3. Займите свободное время ребенка/запишите ребенка на спортивные или творческие занятия

Доказано, что руки ребенка тянутся к планшету только тогда, когда ему скучно. Если вы займете большую часть свободного времени малыша, то проблема отпадет сама собой. После того, как ребенок после садика отправится на танцы, а возвратится домой ближе к вечеру, ему еще нужно поесть, пообщаться с родителями, поиграть в любимые игрушки. Время на планшет просто не останется.

4. Скажите твердое нет или определите время для компьютерных игр

Не забывайте, что родитель может ввести полный и безоговорочный запрет на пользования гаджетами! Не покупайте ребенку сотовый телефон, где можно выйти в интернет или играть в игры.

Но если вы боитесь,что в дальнейшем запретный плод будет сладок, можно определить временной лимит на пользование планшетом 915, 20,30,60 минут в день). Также можно обозначить запрет на совмещенное пользование во время определенных занятий – во время прихода гостей, принятия пищи, общения с остальными членами семьи и т.д.

5. Поставьте пароль на программы, которые хотите ограничить.

Обратите внимание на те программы, которыми пользуется ваш ребенок. Вы можете поставить пароль на вход в интернет, удалить развлекательные приложения и заблокировать Ютуб.

Жизнь многих детей сейчас почти полностью посвящена гаджетам. Если в семье появляется смартфон (или планшет, ноутбук), то будьте готовы к тому, что ребенок будет: есть, параллельно собирая в игре кристаллики; писать вам сообщения в соцсети, находясь в соседней комнате; засыпать с телефоном в руке и так далее.

Надо что-то делать? Но что? Если просто отобрать телефон - будет скандал. Мы уже писали о том, как превратить гаджеты в полезный досуг. А в этот раз мы разберемся, что такое «телефонная зависимость» и как с ней бороться. Редакция сайт изучила этот вопрос и собрала мнения психологов и родителей на этот счет.

О ДРУГИХ ВИДАХ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА

Что посоветуете?

В 2007 году Фонд развития интернета провел исследование школьников на тему воздействия интернета на подростков. И данные оказались пугающими. Результаты указывают на то, что 26% наших подростков 11−16 лет имеют признаки зависимости от сети. А это на 10% больше, чем тот же показатель по Европе.

Причины в том, что у нас детям дают технику гораздо раньше. Детям до 2 лет психологи вообще не рекомендуют взаимодействовать с телефоном, а после аккуратно и в дозированных количествах. Но эти правила мало кто может соблюдать, особенно, если срочно нужно готовить ужин, а ребенок требует игрушку.

Но отбирать телефон у ребенка тоже нельзя, будет только хуже. Во-первых, вы станете врагом номер один и потеряете контакт со своим ребенком. Во-вторых, гаджеты - это часть современной жизни, которую трудно игнорировать, и нельзя об этом забывать. Лишая ребенка телефона, вы лишаете его возможности коммуникации со сверстниками.

А ЕЩЕ ЕСТЬ ДЕТИ-ВИДЕОБЛОГЕРЫ

Что нужно делать, чтобы ребенок сидел в телефоне не сутки напролет? Вот несколько советов психологов:

Ограничьте время использования телефона. Педиатры рекомендуют детям от 2 до 5 лет - не давать телефон больше чем на час, для школьников - время может дойти до 2 часов. И это при условии, что ваш ребенок после пользования телефоном не побежит к компьютеру.

Договоритесь о «свободных зонах». Например, каждый может пользоваться телефоном в своей комнате, но на кухне ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдайте это правило сами.

Старайтесь все доказывать своим примером. Если ребенку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь при нем собирать капусту в «Веселой ферме». Вы - главный пример для детей.

Предлагайте альтернативу времени, проведенного с гаджетом. Телефон не дает ребенку «реального мира», предложите сыну или дочери заняться чем-то таким, чего телефон дать не может. Это может быть готовка, лепка, поход, занятие спортом. Настольные игры и конструкторы подойдут меньше - это и в интернете можно поделать.

Не будьте к телефонам слишком строги. Есть множество полезных приложений , которыми ребенок может пользоваться для самообразования и обучения.

И еще раз: не отбирайте у ребенка телефон. Это приведет только к агрессии. Забирать можно только на короткое время, четко проговоренное вслух. «Я забираю у тебя телефон, верну, когда закончим ужинать/помоешь руки/доделаешь уроки/погуляешь с собакой и т. д. ».

Мнение родителей

Психологи, конечно, дают правильные советы. Но часто сложно выполнимые. Поэтому родители выкручиваются, как могут, выдумывая свои способы выдернуть ребенка из телефона хотя бы на время. А некоторые этого не делают, так как не считают нужным.

Давайте посмотрим, какие ситуации возникают в реальных семьях и как родители справляются (или не справляются) с зависимостью детей от гаджетов. Вот мнения родителей детей разных возрастов с тематических форумов и групп в соцсетях:

Дети 0−7



«У меня правило - телефон - это „моя игрушка“, моя дорогая, которой пользуюсь я. Игр нет в телефоне. Устанавливать нельзя. Есть вещи, которыми должны пользоваться только взрослые. Поговорить с бабушкой по телефону - не проблема. Включаю песни, когда доча хочет потанцевать. Но не играть. Вот и забирать не приходится».

«У меня трое детей. Вышли из положения, если телефон или планшет один выдаем, то строго по времени играют по очереди. Когда каждому по телефону даем, то ограничиваем время игр… обычно максимум 40 минут в день. Приучили что как только мы сказали отдать - то отдавать!!! иначе потом больше не получат. (никаких обменов и уговоров). Трехлетка иногда артачится и пытается скандал устроить… остальные уже привыкли».

«Телефон и планшет и компьютер и… - это такие вещи, которые актуальны для ребенка только в случае, если: 1) его жизнь мало насыщена другими интересностями; 2) он видит, как у важных для него людей данная вещь является приоритетной и важной. Если вы вместе играете в настольные игры, гуляете (походы до ближайшего парка хотя бы, зато с термосом и печеньками), лепите из пластилина лес с животными, а из лего делаете большой город, то совместная игра на телефоне/компьютере/планшете будет восприниматься как одна из активностей».

«Лично я предпочитаю неэлектронные развивалки, да и вообще поменьше детей к компу/телефону подпускать. С маленькой пока все получается, а вот у старших уже свои телефоны и контролировать их время за играми на телефоне становится все труднее. Разговариваю, объясняю вред здоровью, показываю наглядные примеры поведения композависимых детей в инете и по ТВ, но иногда все равно приходится по вечерам просто забирать телефоны, чтобы уснули вовремя».

«У меня вопрос… а зачем маленькому ребенку вообще нужен телефон? Я вижу много 5−6 леток с телефонами. Зачем? Ребенок постоянно со взрослыми, один никуда не выходит, нигде не бывает. Зачем ему сей гаджет? Школьник - другое дело. Из школы встретить, сообщить, что уроки раньше/позже закончились, ну и там уже у всех телефоны, сейчас это, наверное, и „непрестижно“ без телефона идти в первый класс. У моего старшего пятилетки тоже есть телефон, на ДР подарила свекровь. Деть в него собственно и не играет и с собой не таскает. Общается только с бабушками/дедушками по нему. Пару раз нас с мужем выручал, когда свои телефоны забывали где-то, а позвонить надо было. Он у нас как домашний аппарат».

Дети 7−12




«Лучше переключить внимание ребенка на какие-нибудь игры, книгу почитать, все что угодно.

у моей сестры сын пойдет в первый класс и уже сейчас зависимость от гаджетов., мама ночью кладет телефон под подушку, потому что сын ночью ищет его… уходит в гости к друзьям только чтобы поиграть, при этом на звонки уже не отвечает. (7 лет!). А в семье все способствовало для того чтобы они пришли к тому к чему пришли. бабушки и дедушки разрешают чтобы не заниматься с ребенком, лишь бы сидел тихо, сам папа играет в те же игры (пример для ребенка)
я от своего трехлетки еще не прячу телефон, но стараюсь чтоб он ему не попадался на глаза…».

«А смысл запрещать, запретный плод всегда сладок, когда-то ваш ребенок станет взрослым человеком, и вы не сможете его контролировать. Я считаю, что разрешать играть можно, но все должно быть в меру и кроме этого ребенку нужно прививать интерес к другим занятиям».

«Вот на какой форум не приду - везде и у всех одна проблема - как отучить ребенка от смартфона. Сразу возникает вопрос, а зачем вы его покупали? Ребенку нужен телефон для безопасности, то есть чтобы он звонить мог. Всегда и везде, а не как современные телефоны, которые в подъезде ловить перестают».

«У моей дома лежит айфон, но выдаю я его ТОЛЬКО на каникулы! А как только начинается учеба, я его меняю на нокиу за 1 тыс. рублей))) ни у кого нет никаких обид и претензий, кстати))».

«Я в этом плане мать-вредина. 22:00 айфон и айпад на стол, доча спать. Если получит плохую оценку лишаю этих гаджетов на неделю, включая и гулянки с подругами на улице. Этот метод практикую второй год и скажу, что это очень действенно».

Дети 12+




«Никогда не забирала у старшего телефон. он в нем живет. ни учебе, ни чему это не мешает. считаю, что современного подростка можно и до самоубийства довести такими вот действиями».

«Забирать смарт на совсем, как многие тут советуют, я считаю не совсем правильным. В 15 лет телефон - это не средство связи, а это определенный критерий оценки и самооценки тоже. Ограничивать время интернета - да, это надо. Но делать это не жестким способом выдирания проводов, а попытался договорится с дочерью и определить временные рамки».

«Я бы забрала телефон, когда ребенок спит или просто не видит (т.е. драться бы не стала:))) Но и телефон в школу не дала бы однозначно, раз слова не понимаются. Я у своей 16-летней дылды интернет отключаю, когда она уж очень злоупотребляет, уношу провод на работу и забываю:))) Позлится, позлится, но выводы сделала уже:))».

«Пройдет со временем. Я тоже лет в 14 телефон из рук не выпускала, тогда все в аське сидели, а дома от компа не отлипала - там дневники всякие были… У мамы просто истерики из-за всего этого были, но у нас с ней не очень хорошие отношения были, она это, видимо, понимала. Да и компании друзей особой в школе у меня не было. Потом в универ поступила, на первый план вышла жизнь реальная…».

«Мой где-то год назад все время был с телефоном. Когда я его отбирала по какой-то причине, то реакция у него была приблизительно такая же, как когда у алкаша отбирают бутылку - ее просто все бесило. Сейчас стало гораздо лучше, он меньше смс-ит, но ему уже 15. Когда ему было 12−13 он постоянно сидел в он-лайн играх, потом просто перестал в один день. Поэтому я и к телефону спокойно отношусь - пройдет».

Телефон и планшет - вот мои друзья

Сына из детсада привожу, даю планшет, он играет - не слышу и не вижу его. С одной стороны, хорошо - могу заняться своими делами, что?нибудь приготовить, а с другой - ведь он со мной почти не разговаривает, да и других игрушек не признает, - вздыхает Анна Горлова, мама шестилетнего Даниила.

А моя дочка знает, где в телефоне игры, нажмет кнопочку и играет, - с гордостью рассказывает Ольга Спиридонова, мама двухлетней Алины, - в наше время были совсем другие игрушки, любому пупсу радовались.

И действительно, если лет 10 назад, к примеру, в поликлинике или магазине детей успокаивали куклами, плюшевыми медведями и машинками, сейчас в основном - сотовыми телефонами. Хочешь, чтобы ребенок не плакал, дай ему мобильник. Как говорится, дети довольны, родители спокойны.

Конечно, родители радуются: мой такой молодец - третий уровень прошел. Но надо понимать, что в этой игре ребенок только пассивный зритель. Он просто нажимает на кнопки и наблюдает за тем, что происходит, но по большому счету ничего не делает, - комментирует примеры из нашей жизни Елена Улькина, заведующая детским клубом раннего развития «Супердетки». - Вот таким образом и происходит подмена нашего родительского внимания электронными игрушками. Ребенок взял телефон, тычет на кнопочки, родителям не мешает - и может часами так играть.

В детском саду не забалуешь

Так играть не получается лишь в детском саду, если ваши дети, конечно, туда ходят. Здесь порой разворачиваются настоящие баталии за игрушки. Причем просить у своего товарища по группе ребенок может вовсе не его, а свою, принесенную из дома машинку или черепашку. Однако компромисс все равно удается найти, говорит воспитательница младшей группы одного из детских садов Благовещенска Светлана Пасяда.

У нас мальчишки могут с удовольствием играть в куклы, а одна девочка все машинки в гараж загоняет, с интересом слушают сказки - сама читаю или ставлю аудиозапись. Конструктор учатся собирать, а на творческих занятиях и лепим, и рисуем.

По словам воспитательницы, телевизора в группе нет. Кстати, дети про него и не вспоминают. А вот от выполнения творческих заданий ребенок может отказаться. Заставлять его никто не будет. Но таких детей в группе Светланы Викторовны нет. Правда, один малыш вместо табуретки вылепил из пластилина снеговика, ругать его за такой полет фантазии не стали.

Малыши любят и стол к обеду накрывать, раскладывают ложки, расставляют тарелки, кружки, в этом тоже им не препятствуем, - продолжает Светлана Пасяда. - Это же социальная адаптация ребенка, родители потом рассказывают, что дети и дома просят фартук с косынкой - играют в маленьких поварят.

Покажи своим примером

Играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком советует и Елена Улькина.

Играйте в тот же магазин, дочки-матери, парковку какую?нибудь постройте для машин. Ведь такие занятия никто не отменял, именно они дают ребенку развитие, понимание окружающей среды, социальные контакты.

Педагог -психилог советует: чтобы детей повернуть в сторону игрушек, надо их заинтересовать. И желательно проводить как можно больше времени с ребенком. Если малыш хочет вам что?то рассказать или усаживает рядом с куклой и просит стать для игрушки мамой, не отказывайтесь. Возможно, пять-десять минут, проведенные с ребенком, помогут в дальнейшем решить многие проблемы. Сейчас вы услышите его - через несколько лет он услышит вас.

Если бы родители хоть чуть?чуть обращали внимание на своих деток, показывали свою заинтересованность, воспитывать их было бы проще. Можно строить и вырезать домики из картонных коробок вместе с ребенком. Но многие родители делают так: принесли красивую коробку с игрушкой, поставили перед ребенком - на, играй, он ее открыл, повертел и также на стол поставил. Купите конструктор - чтобы предмет можно было собирать, а значит - думать.

Отвлекать ребенка от мультфильмов и компьютера можно не только с помощью игр. Если хотите показать ребенку, что он вам не безразличен, что вы готовы проводить с ним время, слушать и разговаривать, зовите на кухню. Пусть моет овощи, раскладывает хлеб, помогает готовить ужин, к примеру. Полезный труд даст передышку воспаленным к вечеру глазам и уставшему мозгу. Вечером старайтесь найти для своего сына или дочери спокойное занятие - пусть лепит, рисует. Ребенок, как и взрослый, за день устает, и ему тоже нужно отдохнуть от насыщенных событий.

Ограничивайте время ребенку на просмотр телевизора или компьютерные игры. Старайтесь объяснить, что это вредно, не нудными нотациями, а примерами. Можно сходить на консультацию к окулисту. Врач расскажет ребенку, сколько времени можно уделять развлечениям и как это повлияет на его здоровье. Таким образом, малыш услышит мнение авторитетного человека.

Чем заинтересовать ребенка:

Играйте в сюжетно-ролевые игры

Из множества игрушек покупайте ту, которая побуждает к творчеству, действию, движению

Выбирайте тематические игрушки (дом, кухня, сад, клумба)

Играйте в настольные, подвижные игры

Проводите больше времени с детьми

МНЕНИЕ

Игрушки перестали быть сюрпризом

Елена Улькина, педагог-психолог:

Еще одна проблема, с которой сталкиваются взрослые, помимо планшетов и телефонов, - изобилие игрушек. В супермаркетах детских товаров глаза у родителей разбегаются - не знаем, чем ребенка порадовать и что купить. Все почему?то считают, что малышей нужно завалить игрушками. Огромные слоны и тигры, Барби в разных платьях, с косметикой и украшениями, человек-паук, робот - вот только малая часть, которая сейчас хранится в детской почти каждого ребенка. Мы сами портим своих детей. Раньше игрушки были сюрпризом, неожиданностью. Сейчас их дарят каждый день и мамы, и папы, и бабушки с дедушками. Порой кукол и кубиков так много, что в детской ходить можно только с препятствиями. Наши сыновья и дочери игрушками пресытились, удивить их чем?то почти невозможно. Конструкторы, машины, целые дома и кухни - все это попросту обесценивается: чем игрушек больше, тем меньше им внимания.

Мой совет: выдавайте игрушки ребенку небольшими порциями. Сегодня в машины играет, завтра железной дорогой управляет. Все должно быть дозировано. А вообще: ни одна самая дорогая игрушка не заменит живого общения, любви и ласки.

Как отвлечь ребенка от компьютера

Советы мамы 12?летнего Георгия Натальи Марьиной

Совет №?1

Не надо ругать компьютер и игры, чтобы ребенок не видел в вас врага, покушающегося на святое.

Совет №?2

Предложите адекватную замену компьютеру. В играх он более успешен, чем в реальной жизни? Значит, надо создавать в жизни ситуации успеха и больше хвалить. Если он играет, потому что потом игру можно обсуждать с друзьями - значит, надо сводить мальчишек на каток или в боулинг.

Совет №?3

Предложите ребенку реальные занятия, которые покажутся более захватывающими, чем компьютерные игры. Все зависит от того, что ему нравится. Если любит пиццу - испеките ее вместе.

Совет №?4

Сядьте рядом и поиграйте вместе или по очереди. Главное, чтобы вы оба пришли к выводу, что играть вместе - круто. Это, кстати, хороший инструмент мотивации: «Сделаешь уроки - поиграем вместе». Или: «Сходишь со мной в магазин, я пройду в твоей игре один уровень».

Совет №?5

Введите правило: если приходят в гости друзья, компьютер выключается однозначно. Первые 10 минут они обижаются и недоуменно слоняются по квартире, но потом чем?нибудь обязательно увлекутся. Приучайте ребенка к мысли, что в гости приходят общаться.

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон - друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС - разговоры и звонки, онлайн-просмотры - походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком - все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: "Мне это неинтересно". Забирать планшет - действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер - это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы:

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» - отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт - обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: "У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать". Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно - отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон - это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин - гормон удовольствия - выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации. Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок. Дофаминовые рецепторы возбуждены - мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.5 родительских ошибок, которые мешают детям стать взрослыми

Современный мир невозможен без гаджетов. Уже в два-три года малыши умело тыкают пальчиками в мамины, а чаще в папины телефоны и легко находят в планшете любимый мультик или игру. А уж пользоваться пультом умеет и совсем кроха. Безусловно, в самих гаджетах или телевидении нет ничего страшного, потому что и то и другое может применяться в образовательных целях и приносить пользу, а не только развлекать.

Во всем есть польза и нужна мера

Однако слишком активное пользование смартфонами или просмотр телевизора в первые годы жизни может привести к тому, что у ребенка нарушится эмоциональная связь с родителями, возникнут трудности с живым общением и даже могут начаться, по мнению неврологов, проблемы со здоровьем. Это не значит, что нужно вовсе отказаться от достижений цивилизации и спрятать компьютер на антресоль до поступления чада в школу. Однако время, которое проводит ваш малыш за подобными развлечениями, все же стоит довольно строго ограничить. Как? Есть масса способов.

Чаще выходите из дома


Самый простой и верный способ отвлечь ребенка от планшета или телевизора - выйти на прогулку. Парк аттракционов, театр, каток, рождественская ярмарка в центре города, дельфинарий, цирк - во всех этих местах у него едва ли будет возможность или желание поиграть в очередную игру на вашем телефоне или посмотреть мультик. В конце концов, если не хочется ехать далеко, найдите малышу (и себе тоже) компанию и отправляйтесь гулять в ближайший парк! Захватите санки или велосипед - в зависимости от времени года. Главное здесь - показать крохе, что досуг может и должен быть разнообразным. И он может быть веселым.


Развлечения должны быть разнообразными и дома. Детям дошкольного возраста интересно лепить из пластилина, рисовать, собирать конструкторы. И во многих случаях это более полезно для них, чем игры на планшете. Родителям важно обеспечить кроху всеми необходимыми материалами для творчества: карандашами, фломастерами, тестом для лепки, кинетическим песком, разноцветными кубиками.

Правильно подобранный конструктор не только займет ребенка, но и поможет ему развить полезные навыки: мелкую моторику ручек, пространственное мышление и многие другие. Главное - не забывайте обращать внимание при выборе игрушки на возраст, для которого она предназначена.

Подавайте пример

Всем родителям известно, что в своем поведении ребенок ориентируется в первую очередь на родителей - это касается и пользования гаджетами. И здесь совет очевиден: не подавайте дурной пример. За общим ужином не листайте новостную ленту в смартфоне и не включайте телевизор «для фона». Вместо него лучше включите тихую музыку, которая бы не мешала вам общаться, поговорить и рассказать каждому, как прошел день, что было интересного. А когда вы сидите за работой в компьютере или смотрите очень интересное кино и ребенок вас о чем-то спрашивает, постарайтесь оторваться от экрана и вникнуть в его вопрос, не стоит отвечать «на автомате». В конце концов, для этого есть кнопка «пауза».

Устав семьи

Определите четкие правила по пользованию гаджетами и просмотру телевизора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Дошкольникам стоит установить небольшое количество времени для гаджет-досуга и следить за тем, что они смотрят и во что играют. Кроме того, обусловьте правила и для себя: старайтесь как можно реже давать ребенку планшет, чтобы он успокоился или отвлекся. Трудно, конечно, но иначе потом вы много раз пожалеете, что потеряли контроль, да и ребенка в какой-то степени тоже. Малыши очень быстро ныряют в тот мир и с удовольствием в нем живут.

Найдите другое увлечение


Пока малыш занимается тем, что ему действительно интересно, он не вспоминает о смартфоне, телевизоре или компьютере. Поэтому постарайтесь найти какое-нибудь увлекательное и желательно полезное занятие для него. Отправьте его в кружок по рисованию или на шахматы (это не только пара часов в классе, но еще и домашние задания!). Попробуйте плавание или спортивные игры - подойдет любая активность. Главное, чтобы она нравилась малышу, а не превратилась в обязанность. Ваша цель, чтобы кроха с трудом мог вспомнить, куда и когда положил гаджет.